Мелодия для скрипки
Если вы полагаете, что знаменитый петербургский Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной – это место, где бывшие служители искусства живут лишь воспоминаниями, то заблуждаетесь. Они снова играют, и здешний театр – ему уже почти четыре года – называется «На Малой Невке».
Пронзительной мелодией прозвучала в нем судьба лирического поэта Серебряного века блокадницы Натальи Крандиевской в спектакле, посвященном 130-летию со дня ее рождения.
Большие хрустальные люстры под расписным потолком, портреты великих актеров на стенах – в концертном зале преображенного за годы реконструкции Дома (настоящий дворец, говорят постояльцы) в этот февральский вечер собрались, кажется, все его жители – взыскательная публика. И тишина стояла чуть ли не звенящая, пока на сцене разворачивалась история души любимой ученицы Бунина, в которую был влюблен и Бальмонт, жены и музы «советского графа» Алексея Толстого в течение 20 лет.
Еще не графиня, 15-летняя Туся, как называли главную героиню домашние, на сцене появилась в белых блузе, фартуке, шляпке, рассказывая о себе, своем доме (актриса Наталья Исайкина). Ее обаяние и открытость миру покоряют, а стихи завораживают. Салфеточки и цветы в интерьере квартиры тоже белоснежные. Этот цвет – символ чистоты, добра, света и абсолютной свободы.
На протяжении всего спектакля в действие то и дело врываются мелодии скрипки. Вряд ли какой-нибудь другой музыкальный инструмент смог бы передать всю глубину переживаний поэта, чья прижизненная доля, по словам Андрея Чернова, исследователя творчества поэта, – оставаться в тени мужа, семьи, Ахматовой и Цветаевой. И скрипка как один из самых утонченных инструментов с певучим тембром, похожим на человеческий голос, доверие оправдывает сполна.
Автор постановки обращает внимание публики на знаковые события в жизни поэта с драматической судьбой. Революция. Эмиграция. Возвращение в Россию. Счастливая семейная жизнь, когда не себя – Тусю муж считает настоящим мастером слова. Всю блокаду Наталья Крандиевская провела в Ленинграде и выжила чудом.
В роли Натальи Крандиевской-Толстой – актриса Алевтина Архангельская. Позже она признается: «Я с этими стихами живу». Снова и снова звучат стихи и напоминание о признании Алексея Толстого: в отличие от Льва Толстого, слепившего Наташу Ростову из двух женщин, он сотворил из одной жены сразу двух своих героинь – Катю и Дашу из «Хождения по мукам».
Алевтина Федоровна Архангельская служила в восьми театрах Советского Союза и всегда мечтала попасть в Ленинград. Мечта сбылась: уже почти 20 лет она живет в Доме ветеранов, и нынешний спектакль «Великая и неизвестная. Сага о жизни Натальи Крандиевской» не первый в ее здешней биографии.
И четвертый в петербургской биографии режиссера спектакля и организатора театра Людмилы Ивановны Светловой, тоже жительницы Дома ветеранов.
– Сначала мы сделали спектакль о судьбах пяти женщин – поэтов Серебряного века «Знакомые незнакомки» (Вера Инбер, Мария Петровых, Наталья Крандиевская, Ирина Одоевцева, Мария Вега). И я поняла, что именно судьба Натальи Крандиевской выделяется среди остальных: она интригует, она сильнее всех, интереснее, ярче, – рассказывает Светлова. – И захотелось поставить спектакль об этой потрясающей женщине и поэте. Перечитывала воспоминания ее сыновей и внуков, историка и филолога Андрея Чернова (он тоже присутствовал и, похоже, остался доволен постановкой), познакомилась с семьей внука – Дениса Толстого. Сразу же стали искать мебель для спектакля. Нашли фонарь 1941 года, телогрейку блокадного времени...
В финале были крики «браво» и много цветов, в том числе и от правнучки поэта Варвары Толстой. В конце февраля спектакль будет еще раз сыгран в Доме ветеранов сцены, а весной отправится в путешествие по другим площадкам города. Желающие посмотреть – следите за сайтом Дома ветеранов.
Ирина КОРОЛЕВА
Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/melodiya_dlya_nbsp_skripki/
Следующая страница > |
---|